Google
Web art-zhukova.narod.ru
Публикации
Публикации  


Город, знакомый до слез

"Реализм XXI века"

Выставка произведений московской художницы Анастасии Жуковой в монастыре Бенеднктбойерн

Вступительная статья к каталогу персональной выставки Анастасии Жуковой Государственном музее этнографии (Мюнхен)

Лианозово, которого нет

О творчестве Анастасии Жуковой
(Статья из каталога произведений художника. Москва, 2006)


Anastasia Zhukova und ihre Bilder. Artikel aus dem Bilderkatalog von der Malerin. Moskau, 2006

Anastasia Zhukova and her pictures. From the Pictures's Catalogue of the painter. Moscow, 2006


Она любит рисовать влюбленные пары

Город, знакомый до слез
В зале "Ростокино" открыли новое имя
Статья в газете "Культура"

Выставка работ члена МСХ Анастасии Жуковой в московской галерее "Ростокино" знакомит столичного зрителя с живописью и графикой мастера, имя которого пока еще мало известно в России. Судьба художницы сложилась так, что немало лет ей довелось провести в Европе - в Германии, Швейцарии, Бельгии, Италии, Франции. И нынешняя экспозиция - первый большой показ ее творчества после возвращения на Родину. В недавнем же прошлом были выставки в Базеле, Берне, Брюсселе, Штутгарте, Мюнхене.

Выпускница художественного факультета московского Полиграфа (среди ее учителей - живописец Юрий Бурджелян и гравер Андрей Гончаров), Анастасия Жукова пришла к осознанию своих задач в искусстве не вдруг. Поиски своего пути заняли немало лет после окончания учебы в 1976 году.

Начав преимущественно как график, она все чаще старалась обращаться к живописи, много работала с натуры, сначала, быть может, робко, а с годами все уверенней.

В конце 1980-х годов ее часто можно было встретить с этюдником в тех уголках Москвы, где еще встречалась безвозвратно "уходящая" натура, - на Таганке, в переулках неподалеку от Андроникова монастыря и возле Арбата. В стареньких, в то время еще неприлизанных фасадах уютных домиков, в намеченных несколькими мазками экстравагантных фигурах прохожих она открывала для себя и для зрителя собственную Москву.

Ее картины не пестрят деталями и не завлекают сюжетными завязками. Они требуют внимательного, неторопливого всматривания. Ее "сюжеты" - это тонкие цветовые сочетания, поиск гармонии красок. Если зритель принимает условности такого языка, полотна оживают, и стены домов, изгибы улиц, обобщенные фигуры персонажей становятся ликом любимого художницей города. Именно такой она представила Москву в Мюнхене на большой персональной выставке в Государственном этнографическом музее, посвященной 850-летию столицы.

Путь, который избрала художница в искусстве, вряд ли посулит ей обостренное внимание критиков, ищущих новых формальных откровений. Она свято убеждена в том, что искусство не возникает на пустом месте и даже в новаторских находках таятся связи с культурой прошлого - давнего и недавнего. Поэтому одну из своих задач Анастасия Жукова видит в осмыслении искусства своих любимых мастеров - Ван Гога, Сезанна, Матисса, но, пожалуй, прежде всего - Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Живопись этих прославленных представителей русского авангарда, считает художница, всегда будет оставаться современной, поскольку их искусство неразрывно связано с творчеством народным, а это придает ему особую духовную силу, которая сродни магии.

Быть может, именно это убеждение заставило ее - человека городского по рождению и воспитанию - обратиться к "народным" персонажам. На выставке в "Ростокино" показана целая серия полотен "Русская деревня". Нередко это парные композиции - мужчины и женщины, влюбленные.

Тематическое сходство этих картин нисколько не утомляет зрителя. В каждой есть своя внутренняя логика, свой рассказ, свой "сюжет" взаимоотношений между персонажами, сюжет немногословный, но очень емкий и насыщенный.

Кстати, это касается не только деревенских полотен. В евангельских картинах (это еще одна серьезная тема творчества Жуковой) художнице тоже удается создать удивительную атмосферу соприсутствия героев, молчаливого диалога, в котором слова излишни, а понимание идет, если выразиться строками Владимира Соловьева, "от сердца к сердцу" - "в немом привете". Один из лучших примеров разработки этой темы - композиция "Благовещение", где в наполненном фантастическими вихрями пространстве представлен коленопреклоненный архангел Гавриил перед удивленной Марией. Ради этой картины известный баварский богослов и историк искусства профессор Лео Вебер решил организовать восемь лет назад выставку работ Анастасии Жуковой в знаменитом монастыре Бенедиктбойерн, неподалеку от городка Мурнау, где когда-то жили и работали Василий Кандинский, Алексей Явленский и Марианна Веревкина.

Религиозной и деревенской тематикой творчество Жуковой не исчерпывается. На выставке есть натюрморты, много пейзажей. Это запоминающиеся образы Венеции, центральной Италии, южной Германии, Крыма, исполненные присущей ее полотнам гармонии и внутренней динамики.

Отдельный раздел экспозиции знакомит с графикой - портретами и пейзажами, выполненными в технике акватинты и "сухой иглы", а также мастерскими карандашными рисунками. В черно-белом искусстве автор ставит перед собой те же творческие задачи, что и в живописи, умело используя возможности линии, штриха, тональных соотношений.

Художница благодарна судьбе за то, что ей удалось побывать в крупнейших музейных собраниях Европы, многие часы провести перед шедеврами любимых мастеров. Настоящая школа начинается за стенами вузов и академий, когда пытаешься осмысливать собственное творчество в контексте мировой культуры. Для русского художника это особенно важно, считает Жукова.

Александр Михайлов


Статья в книге "Реализм XXI века"


"В своих работах Анастасия Жукова никогда не стремится "угодить" зрителю и "польстить" изображаемым ею персонажам. Характеристики ее героев всегда предельно остры. Ее задача – не приукрасить то, что она показывает на холсте или графическом листе, а передать истинную красоту изображаемого, которая может быть далека от внешней "красивости", но под пристальным взглядом художника претворяется в тонкую гармонию цвета и тональных отношений, подчеркивающую цельность композиционных и образных решений.

Анастасия Жукова убеждена, что окружающий мир нужно видеть не через объектив фотоаппарата, а глазами ребенка, который все воспринимает словно впервые – непосредственно, бесхитростно и наивно. Без наивности не бывает искусства, считает она. Не случайно ей особенно близко творчество таких мастеров, как Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, не случайно она с особой любовью относится к искусству Ван Гога, Сезанна, Матисса и других западных мастеров, полотна которых ей довелось видеть и изучать в крупнейших музеях мира. В осмыслении творчества этих великих мастеров, в развитии основанных ими традиции художник видит одну из своих творческих задач, поскольку искусство не возникает на пустом месте, и даже в самых новаторских находках всегда – более или менее явно - таятся открытия прошлых эпох.

Поиску красоты цветовых отношений Анастасия Жукова остается верна, обращаясь к любым темам. Все жанровое многообразие ее творчества нашло отражение на большой персональной выставке, которая в 1997 году на протяжении четырех месяцев демонстрировалась в мюнхенском государственном этнографическом музее – одном из крупнейших культурных центров столицы Баварии. В экспозиции, посвященной 850-летию Москвы, было представлено около ста живописных полотен и графических листов. Впереди – новые выставки, дальнейшие творческие поиски".


Выставка произведений московской художницы Анастасии Жуковой в монастыре Бенеднктбойерн

(Статья из газеты "Tölzer Kurier" (Бавария, июль 1999)


В выставочных помещениях монастыря Бенедиктбойерн в настоящее время экспонируются живописные и графические работы московской художницы Анастасии Жуковой. Автор одинаково хорошо владеет и кистью и карандашом. Своими полотнами, рисующими уходящие вдаль московские улицы и дома, она приоткрывает окно не просто в жанр городского пейзажа, но и в культурное пространство Восточной Европы.

Натюрморты с цветами и пейзажи с деревьями, выполненные "призматическими" красками, в чем-то напоминающими технику импрессионистов, представляют собой стиль "новой вещественности", выраженный здесь в приподнятой, праздничной форме. Так же, как масштабная, впечатляющая сцена "Благовещения", они заставляют вспомнить о кристаллической структуре полотен Сезанна.

В экспрессивном и в то же время исполненном благоговения образе ангела, с одной стороны, прослеживаются связи с ранневизантийской фресковой живописью, а с другой - с четко очерченной живописной манерой соотечественника Анастасии Жуковой - Алексея Явленского, члена группы "Синий Всадник".

В ее пейзажах и натюрмортах узнается порой характерный вангоговский мазок. Однако черты, почерпнутые у этих знаменитых мастеров, художница претворила в свою собственную изобразительную манеру.

В выразительной графической технике акватинты Анастасия Жукова представляет образы детей и взрослых, литературные персонажи и сценки деревенской жизни, исполненные особого настроения. В персонажах этих графических листов находят отражение и социальная среда, и присущие героям свойства славянской души. Образы, исполненные внутренней жизни, несут в себе глубину духовности и тепло отмеченного религиозностью настроения.

Особой прелестью отмечены воздушные, полные тончайших тональных переходов акварельные пейзажи Верхней Баварии с ее горами и озерами, а также выполненные в масляной технике миниатюры, изображающие ангелов и виды монастыря Бенедиктбойерн с капеллой мученицы Анастасии. Жизни этой святой, прославленной в эпоху императора Диоклетиана, имя которой носит художница, она посвятила цикл из 10 больших, мастерски выполненных рисунков углем, заставляющих вспомнить об искусстве Позднего Рима.

Зрители, побывавшие на этой выставке, стали свидетелями российско-германской встречи на высоком культурном уровне.

Лео Вебер, доктор искусствознания, профессор Высшей философско-теологической школы Бенедиктбойерн


"От сердца к сердцу. Люди и страны"

Вступительная статья к каталогу персональной выставки Анастасии Жуковой в Государственном музее этнографии (Мюнхен)


Июль - октябрь 1997 года


Посетителей этой выставки, развернутой в Государственном музее этнографии (Мюнхен), ожидает знакомство с живописными и графическими работами Анастасии Жуковой – художницы родившейся и выросшей в Москве (смотреть фотографии). Этот огромный город – столицу бескрайней и для большинства людей до сих пор непонятной, загадочной страны, нередко называют сердцем России.

В нынешнем году Москва празднует 850-летний юбилей. И хотя город этот отделяют от Мюнхена не только расстояние в 2500 километров, но и различие обычаев и характера, все же нынешняя выставка по-своему предоставляет жителям и гостям баварской столицы возможность принять участие в этом торжестве.

Они увидят Москву глазами московской художницы, ощутят то, как она смотрит на окружающий ее мир, природу, живущих рядом с ней людей. Они смогут почувствовать то, что так близко ее сердцу, да и душе любого русского человека:

"Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!"

Так почти 180 лет тому назад великий русский поэт Александр Пушкин описал чувства, которые питают люди в России к этому городу. Москва – древняя столица, место коронации русских царей, город, где появился первый российский университет. Само собой разумеется, что Москве со временем выпала роль индустриального, научного и культурного центра.

И хотя она известна всему миру своими музеями, архитектурными памятниками, театрами и разнообразными спортивными сооружениями, дух, характер российской столицы для многих остается порой сокрытым, даже если кому-то доводилось побывать здесь в туристической поездке или даже пожить какое-то время.

Дух Москвы многое вобрал в себя в себя. Наверное, это типично для любого города на нашей планете. Ведь роль играет и сама земля, на которой возник город, и природа, которая оживляет его, и свет, который пронизывает его атмосферу. Наконец, это дома, улицы и, конечно, люди, которые тут жили и живут.

Для Анастасии Жуковой с Москвой связаны основные этапы ее личной и художественной биографии. Она родилась почти что в центре города и росла среди его старых улиц и домов, знавших разные времена, разные стороны жизни. Здесь она ходила в школу, в институт, здесь она созревала как художник, училась видеть и претворять увиденное в художественные формы.

Москва с ее музеями и древними достопримечательностями могла многое дать человеку, душа которого открыта для восприятия. История русского изобразительного искусства раскрывает перед внимательным наблюдателем огромное многообразие выразительных форм, которыми пользовались художники разных эпох. Причудливым образом в их творениях сочетаются черты исконно народного искусства и знаки, свидетельствующие о влиянии, навеянном культурой Византии или Средней и Западной Европы.

Красочный и в то же время строгий мир русской иконы, новое открытие живописцами живых человеческих образов в портрете XVIII века, мощный социальный импульс в искусстве второй половины XIX века, достижения русского авангарда – все это составляло питательную среду в которой Анастасия Жукова формировалась как мастер.

Вне всякого сомнения, она не относится к числу тех деятелей искусства, которые либо стремятся не отстать от прихотливых веяний "художественной" моды, либо сами пытаются "изобрести" что-то новое и "удивить" этим зрителей. Не отвергая достижений искусства последних десятилетий, но и не боясь прослыть традиционалистской, она в своем творчестве идет собственным путем, опираясь на принципы, которые она ценит в искусстве любимых ее мастеров живописи и графики.

Язык ее искусства предметен. Свою творческую задачу она видит в том, чтобы во внешнем и узнаваемом открыть для себя и для зрителя индивидуальное, приподнять завесу с того, что сокрыто от поверхностного взгляда - понять душу, дух изображаемого. Видимо именно поэтому, несмотря на внешнюю узнаваемость людей, предметов, пейзажей, ее работы часто оставляют впечатление некоторой отстраненности, нарочитого отхода от прямого воспроизведения натуры.

Ее задача – глубже проникнуть в характер изображаемого – будь то картины природы, портреты, натюрморты, жанровые полотна или мотивы религиозно-философские. Поиск внутреннего ядра, внутренней жизни привносит в ее образы своеобразную экспрессию, остроту, напряжение. Свои произведения она "строит" на созвучии цветовых и тональных соотношений, на взаимодействии линий, форм и пятен, которые проявляются как некие полюсы этого внутреннего напряжения. Этим принципам она следует не только в живописных полотнах, но и в черно-белых графических листах.

Не только у человека есть характер. Улицы, дома тоже по-своему обладают присущими только им свойствами. Может быть поэтому при взгляде на некоторые городские пейзажи Анастасии Жуковой остается впечатление, что ты видел портрет – "портрет" дома, или какого-то уголка Москвы. Как и человеческое лицо улицы на ее полотнах наполнены своеобразным движением. Внутренняя подвижность этих образов, которая достигается благодаря живому сочетанию света и цвета, являет нам "лик" – "лик" домов и улиц. Вдоль фасадов движутся люди, деревья простирают, словно руки, ветви к небесам... И между этими элементами изображения возникают отношения, рождается жизнь.

Здесь царствует Дух – Дух Москвы, знакомый художнице с самого детства, вдохновляющий ее и наполняющий своим светом ее картины. Этот дух ощущается и в том, как она изображает небо. Он пронизывает ее городские пейзажи, создает на полотнах некую ауру, в которой все движется, все живет.

В жанровых и портретных полотнах Анастасии Жуковой основное место занимают люди. Тут можно найти и образы прошлого – так сказать "этнографические раритеты", которых сегодня не встретишь в реальной жизни, но которые придают выставки определенную историческую и временную перспективу. На многих картинах зритель находит современников художницы – близких ей людей и незнакомцев, чем-то поразивших воображение художницы, коллег по работе и случайных прохожих, замеченных ее на московских улицах или на перекрестках различных городов Европы.

Германия, Бельгия, Италия – это те страны, где художница открыла для себя целую галерею мотивов, оживленных иными ритмами, иными образами людей, ставших для нее близкими и симпатичными. Работы этого периода порой отмечены "острыми" живописными и пластическими решениями, но в то же время сдобрены мягким юмором, который всегда позволяет облегчить взаимопонимание между людьми.

Иные страны, иные люди – при всем интересе этих "открытий" – пожалуй, все-таки не самое главное для Анастасии Жуковой. Прежде всего она стремиться открыть для себя новые пространства – сферы той жизни, которая "не от мира сего", но к которой всем свои внутренним существом принадлежат все люди, путь к которой они ищут. Об этом свидетельствуют картины Анастасии Жуковой, посвященные евангельским темам.

В Царстве Божием нет границ… И художница хочет своими работами напомнить нам о том, что несмотря на тысячи километров, разделяющие наши страны, несмотря на исторические и политические различия, наши народы все же принадлежат общему духовному пространству – пространству христианской религии.

Язык изобразительного искусства не требует перевода. Нужно лишь уметь видеть. Видеть глазами и сердцем. Именно так - сердцем и глазами - стремится Анастасия Жукова увидеть свою родину и другие страны, по-новому открыть для себя людей, которые там живут.

И она надеется, что ее картины и графические листы, повествующие о далекой Москве, будут поняты зрителями здесь, в Мюнхене, что они позволят жителям баварской столицы хотя бы чуть-чуть приоткрыть для себя душу, характер обыкновенного русского человека, который, как и все люди на земле, способен глубоко чувствовать, радоваться жизни, любить.

А любить – это значит уметь слышать то, что приходит от сердца к сердцу! Если человек открывает в себе эту способность,

"…как будет близко все, как станет рядом,
сродни и впору сердцу моему!
…и я увижу, что земле мала
околица, она переросла
себя и стала больше небосвода,
и крайняя звезда в конце села –
как свет в последнем домике прихода".
(Райнер-Мария Рильке. За книгой. Перевод Бориса Пастернака)

Вальдемар Юниор, журналист (Мюнхен)





Лианозово, которого нет
(Статья о выставке работ Анастасии Жуковой в районе Лианозово)

Видимо, есть что-то притягательное в Лианозове как пространстве. Раз даже в 60-х возникло целое художественное направление под названием Лианозовская группа. В нее входили поэты, художники, прославившие эту московскую окраину в своих стихах и картинах. В их числе был и знаменитый живописец, один из отцов-основателей российского андеграунда Оскар Рабин, который долгое время жил здесь в бараке. Художница Анастасия Жукова поселилась в Лианозове 28 лет назад. Ее дом на Новгородской улице был первым высотным строением в этой местности. Вокруг же наблюдался совершенно пасторальный пейзаж — буйная растительность и утопающие в ней дачки, как любовно их называет Анастасия. Она вспоминает, что это был целый мир со своей поэзией и атмосферой. И художница успела запечатлеть в конце 80-х эту «уходящую натуру». Каждый может в этом убедиться, если до 12 декабря заглянет в Музей Константина Васильева, где открыта выставка Анастасии Жуковой. Вы увидите изысканные и трогательные лианозовские пейзажи с занесенными снегом уютными розовыми, голубыми, зелеными домиками. Тут же натюрморты с цветами, собранными художницей все на тех же лианозовских полянах. Главное для Жуковой в живописи — это передать красоту цвета и человеческих характеров. Она запомнила свое первое соприкосновение с искусством. В четыре года Анастасия выехала с детсадом на дачу и затемпературила. Лежа в изоляторе, однажды открыла глаза и поразилась красоте красно-бордовой розы, вышитой вручную на самотканом коврике, который висел на белоснежной больничной стене. — Настоящее искусство — лечит, — убеждена художница. — Определенное сочетание цветов может поднять настроение, а может вогнать в жуткую депрессию. А картины должны нести только красоту и радость. Когда это происходит, значит, мастеру удалось коснуться божественного. Я, например, люблю писать павлинов. Это загадочная, неземная птица — отголосок иного мира. Недаром старые итальянские мастера изображали ангелов с павлиньими крыльями. А для меня она еще и символ искусства. Но красивое не значит для Анастасии красивенькое. Она сетует, что нынче развелось много салонной живописи, далекой от искусства и самой жизни. Со слащавыми лицами и отсутствием типажей и характеров. А ее привлекают разные человеческие облики. Лица ее героев уже не забудешь. Как, например, портрет женщины, кормящей грудью младенца. Настоящая деревенская Мадонна.

Елена Алексеева Газета "Звездный бульвар" (Москва). (декабрь 2005 г., №23 (76)



О творчестве Анастасии Жуковой
(Статья из каталога произведений художника. Москва, 2006)



Без наивности нет настоящего искусства. Художник должен уметь увидеть мир как ребенок, который видит, то, что его окружает, в первый раз во всей его остроте, яркости и мудрости. Таков один из главных принципов, которому следует в своем творчестве Анастасия Жукова живописец и график, член Московского союза художников.

Как формируется художник? Как и всякий человек, он приносит на землю из того мира, откуда приходит, определенный опыт, который потом может быть развит, но может остаться и нераскрытым.

А. Жукова родилась в семье далекой от искусства. Но с ранних лет рисование стало частью ее жизни. В 11 лет девочку отвели в известную московскую художественную школу. Так начался новый этап ее жизни. И чем старше она становилась, тем яснее было для Анастасии, что ее будущее должно быть связано с творчеством. После школы она поступает на художественное отделение Московского полиграфического института (ныне Академия полиграфии). Выбор был не случайным.

За "полиграфом" в творческих кругах Москвы закрепилась слава лучшего художественного вуза столицы. Студентам там давали серьезные навыки в технике живописи, рисунка, книжной и станковой графики, но главное - свободу творческого развития.

Как вспоминает художница, особенно интересны были занятия по классу живописи, рисунка, которые проводил известный московский художник Юрий Константинович Бурджелян. На его занятиях царила атмосфера творчества. Основное внимание мастер в работе со студентами уделял живописной стороне произведения, красоте цветовых отношений и их гармонии. Все это лежит в основе работы живописца.

Дипломную работу А. Жукова делала у народного художника СССР Андрея Дмитриевича Гончарова. Это была серия графических листов "Летний сад", выполненная в технике акватинты, и оформление сборника пьес Карло Гольдони.

Уроки этих мастеров дали Анастасии Жуковой серьезную основу для последующих творческих поисков. А ведь истинное становление художника происходит уже за стенами институтов и академий.

Десятилетие после института стало для молодой художницы временем, когда она словно бы собирала силы для броска вперед. Надо было уделять время семье, росла маленькая дочка, еще не было мастерской… Но шла серьезная внутренняя работа. Помогали встречи с художниками старшего поколения, интересными людьми, которые лично знали замечательных мастеров, прославивших русское искусство на весь мир - Михаила Ларионова, Наталью Гончарову. Творчество этих замечательных художников стало, пожалуй, для А. Жуковой еще одной серьезной школой. Помогали советы Марии Александровны Спендиаровой - удивительного человека, тонкого знатока искусства, жены выдающегося русского живописца Сергея Романовича. Общение с ней позволило А. Жуковой сформировать свою художническую позицию: творчество с полной самоотдачей, работа ради искусства, а не ради выгоды.

Когда дочка подросла, А. Жукова начинает принимать более активное участие в художественной жизни Москвы, регулярно показывает свои работы на молодежных выставках. Работает в домах творчества, все серьезнее обращается к живописи.

В конце 1980-х начале 90-х годов она создает цикл полотен и графических листов, посвященных Москве - Москве старой, уходящей. Ее часто можно видеть с этюдником на Таганке, в арбатских переулках - везде, где еще сохранился дух любимого ею города.

Для всякого человека важно, когда расширяются границы его сознания. Для художника это важно вдвойне. Открытие границ страны в годы перестройки позволило Анастасии Жуковой побывать во многих странах Европы, познакомиться с новыми людьми, увидеть иную природу, крупнейшие музейные собрания Италии, Германии, Бельгии, Голландии, Франции, где ей посчастливилось ближе познакомиться с творениями великих мастеров прошлого. Все это в значительной степени обогатило ее художественный кругозор, помогло шире взглянуть на окружающий мир, способствовало более глубокому осознанию собственных творческих принципов.

Искусство не возникает на голом месте. И когда стремятся создать новые формы, то, так или иначе, используют опыт прежних поколений, дополняя и обогащая его своими представлениями, переживанием иного времени. В противном случае, считает Анастасия Жукова, возникает нечто, имеющее лишь отдаленное отношение к искусству истинному. В наследии прошлого она ищет не заимствования, но духовную близость. Таких близких по духу мастеров она нашла в "европейцах" Винсенте Ван Гоге, Поле Сезанне, Анри Матиссе и, конечно, в выдающихся русских художниках - Михаиле Ларионове, Наталье Гончаровой, Михаиле Соколове, Сергее Романовиче.

Творчество А. Жуковой многогранно. Это и острые жанровые композиции с характерными изображениями людей (серия "Русская деревня", "Брюссельские рестораны"), это и пейзажи, портреты, натюрморты. Различны работы по своим колористическим решениям - от тонких пастельных цветовых сочетаний, до ярких цветовых решений.

Творчеству Анастасии Жуковой чужд коммерческий подход. В своих работах она никогда не стремится "угодить" зрителю и "польстить" изображаемым ею персонажам, что свойственно салонной живописи, наводнившей сегодня Россию и Европу. Характеристики ее героев всегда предельно остры. Ее задача - не приукрасить то, что она показывает на холсте или графическом листе, а передать истинную красоту изображаемого, которая может быть далека от внешней "красивости", но выражается в тонкой гармонии цвета и тональных отношений, в цельности композиционных и образных решений.

Все жанровое многообразие творчества Анастасии Жуковой нашло отражение в работах, показанных на большой персональной выставке, которая в 1997 году на протяжении четырех месяцев демонстрировалась в мюнхенском государственном этнографическом музее - одном из крупнейших культурных центров столицы Баварии. В экспозиции, посвященной 850-летию Москвы, было представлено около ста живописных полотен и графических листов.

Впереди - новые выставки, дальнейшие творческие поиски и открытия.


Она любит рисовать влюбленные пары
На улице Ростокинской, 1 открылся вернисаж Анастасии Жуковой
Статья в московсокой газете "Ростокинская панорама"
8 апреля в галерее «Ростокино» открылась выставка художницы Анастасии Жуковой.
Представлено около 50 работ живописи и графики. Анастасия родилась в Москве. Почти тридцать лет живет в Лианозове. Она старожил этих мест. Помнит еще деревянное Лианозово, которое она успела запечатлеть на своих картинах. На этой выставке можно увидеть ее итальянские пейзажи — залитые солнцем улочки Ассизи и каналы Венеции. А также живописную серию «Русская деревня». Картины на библейские сюжеты. Графическую серию «Детский дом». Художницей Анастасия решила стать еще в детстве. Окончила детскую художественную школу. Поступила на факультет художественного оформления печатной продукции Полиграфического института. Вспоминает институтские годы с радостью. В Полиграфе (как его любовно называли студенты) — в 60-70-е годы одном из сильнейших художественных вузов страны, ей удалось получить серьезное и разностороннее образование. Анастасия вспоминает, как во время учебы у студентов была возможность проникать довольно глубоко во всевозможные художественные жанры — и в живопись, и в книжную графику, и в плакат, и в рекламу. И до сих пор ей интересно писать и натюрморты, и портреты, и так называемую абстрактную живопись. Свою дипломную работу Анастасия делала у народного художника СССР Андрея Гончарова. Это были серия графических листов «Летний сад» и оформление сборника пьес Карло Гольдони. Передача красоты цвета и человеческих отношений и характеров — вот к чему стремится Анастасия Жукова в живописи. Одна из первых картин, которую видишь на выставке, — это «Два павлина». Роскошные, завораживающие своей красотой птицы. Художница очень любит их писать. Для нее эти птицы — символ искусства. Анастасия рассказывает, что старые итальянские мастера изображали ангелов с павлиньими перьями. И не случайно. Павлин — неземная, загадочная птица, отголосок иного мира. В живописной серии «Русская деревня» запоминаются лица ее героев — девушки с петухом, влюбленных на свидании или казака-курильщика. В них нет слащавой красоты, но есть характер. Художница увлеченно выписывает человеческие отношения. Влюбленные пары — частый сюжет ее картин.
Приходите на выставку, которая продлится до 23 апреля. Картины Анастасии Жуковой хорошо поддерживают и развивают весеннее настроение.

Елена Алексеева


Anastasia Zhukova und ihre Bilder
(aus dem Katalogbuch der Malerin)

Ohne Naivität gibt es keine wahre Kunst. Maler, Grafiker, Bildhauer muß die Welt so sehen können, wie ein Kind - wie zum ersten Mal, in aller Schärfe, Prägnanz und Weisheit.
Davon ist überzeugt Anastasia Zhukova - akademische Malerin und Grafikerin, Mitglied des Moskauer Künstlerverbandes.

Wie bildet sich ein Künstler heraus? Wie jeder Mensch bringt er auf die Erde aus der Welt, woher er kommt, bestimmte Erfahrungen, die später entwickelt werden können oder unentfaltet bleiben.

Geboren ist Anastasia Zhukova in einer Familie, die weit weg von der Kunst stand. Aber von früherern Jahren an wird Zeichnen und Malen zum wichtigsten Teil ihres kindliches Leben. Als 11-jähriges Mädchen geht sie an eine bekannte Moskauer Kindermalschule. Eine neue Etappe ihres Leben begann. Je älter wurde sie, desto deutlicher kam sie zur Überzeugung, daß ihre Zukunft mit dem künstlerischen Werk, mit der bildenden Kunst verbunden werden muß.

Nach der Schule betrat sie Fakultät für die bildende Kunst bei der Moskauer Akademie für Polygrafie. Diese Entscheidung war nicht spontan.

"Polygraf" (so nante man Akademie) erwarb in künstlerischen Kreisen Moskaus den Ruhm der besten Hochschule für die bildende Künste. Studenten erlangten dort Fertigkeit im Bereich von Mal-, Zeichnen- un Buchbildungtechnik. Aber das wichtigste war, daß sie dort mehr Freiheit hatten.

Besonders interessant war Malunterricht mit dem bekannten moskauer Maler Jurij Burdzheljan, wie Künstlerin erzählt. Hier herrschte kreative Atmosphäre. Die Aufmerksamkeit lenkte der Meister auf rein malerische Seite der Arbeit, auf die Feinheit von Farbenverhältnissen, auf ihre Harmonie. Daran sah er den Grund der Arbeit eines Malers.

Ihre Diplomarbeit hat A. Zhukova beim berühmten sowietischen Grafiker, Akademiemitglied Andrej Gontscharo gemacht. Das war die grafische Serie "Sommergarten in St. Petersburg" und Buchausstattung des Sammelbandes der Theaterstücke von Carlo Goldoni.

Die Lehre dieser Meister gaben Anastasia Zhukova einen ernsten Grund für weitere schöpferische Suchen.

Das Jahrzehnt nach der Akademie wurde für die junge Künstlerin zu der Zeit, wo sie ihre Kräfte sammelte für die weiter Entfaltung ihres Talentes. Die Familie; kleine Tochter - alles erforderte ihre Aufmerksamkeit, ihre Zeit. Sie hatte noch kein Atelier. Aber die innere Arbeit ging weiter, und war sehr intensiv. Geholfen hatten Bekanntschaft und Gespräche mit Künstlern älterer Generationen, die noch persönlich bekannt waren mit solchen berühmten Vertreter der russischen Avantgarde wie Michail Larionow und Natalia Gontscharowa. Die Kunst dieser Maler wurde für Anastasia Zhukova zu einer neuen und ernsten Schule. Sehr wichtig war für sie auch Ratschläge und Erzählungen von Maria Spendiarowa - eines hervorragenden Menschen, feiner Kennerin der bildenden Kunst, der Frau des bekannten Maler Sergej Romanowitsch.

Als die Tochter älter wurde nimmt A. Zhukova immer aktiver an das künstlerischen Leben Moskaus teil, stellt ihre Bilder an verschiedenen Ausstellungen in der sowjetischen Hauptstadt, arbeitet mit verschieden Gruppen von Künstlern zusammen, immer ernster beschäftigt sich mit der Malerei.

Ende 1980 Anfang 1990 bereitet sie ein Zyklus von Bildern und Zeichnungen, die dem alten Moskau gewidmet wurden – dem Moskau, das heute teilweise schon nicht mehr existiert. Man konnte sie oft in alten Teilen der Stadt sehen - mit Malkasten und Leinwand - überal, wo der Geist der russischen Zarenmetropole noch waltete.

Für jeder Mensch ist es immer wichtig, wenn die Grenzen seines Bewußtseines sich erwitern. Für einen Künstler ist es doppelt so wichtig. Das Öffnen der Grenzen des Landes in der Perestrojka-Zeit ermöglichte Anastasia Zhukova viele europäische Staate besuchen. Sie lernte dort kennen andere Menschen, andere Natur, große Museensammlungen in Italien, Deutschland, Belgien und Niederlanden, Werke großer europäischen Meister.

Die Kunst kann nicht an der kahlen Ebene entstehen. Wenn man versucht, neue Formen zu schaffen, benutzt man auch Erfahrungen anderer Generationen, die mit eigenen neuen Vorstellungen, mit Erlebnissen der anderen Zeit ergänzt werden. Im Gegenfall entsteht etwas, was nur weit entwernte Beziehung zur wahren Kunst hat. An der Erbe der Vergangenheit sucht Anastasia Zhukova keine Entlehnung, sondern geistige Verwandschaft. Das hat sie in solchen "Europäern" wie Vincent Van Gogh, Paul Cezannes, Henri Matisse und natürlich in hervorragenden russischen Künstler wie Michail Larionow, Natalia Gontscharowa, Michail Sokolow; Sergej Romanowitsch gefunden.

Die Kunst von Anastasia Zhukova ist vielseitig. Es sind scharfe Genremotive mit charakteristischen Darstellungen von Menschen (die Serie "Russisches Dorf", "Brüssel. Restaurnts"). Es sind auch Landschaften, Portraits, Stilleben. Vielseitig sind diese Arbeiten nach ihre Farbwahl - von feinen Pastelpinselstrichen bis prägnante Farbenflächen.

Kommerzielles Herangehen ist der Kunst von Anastasia Zhukova fremdartig. Nie will sie dem Zuschauer oder einer dargestellten Person gefällig sein. Charakteristiken ihrer Typen sind sehr oft maximal verschärft. Hinter äußeren Grobheit und manchmal sogar Brutalität ihrer "Helden" muß man angestrengtes, intensives inneres Leben, innere Schönheit sehen.

Von der Vielfalt der Kunst von Anastasia Zhukova zeugte ihre große Bilderausstellung ab Juli bis Oktober 1997 im Staatlichen Völkerkundemuseum in Menchen geöffnet wurde. Diese Exposition hat Künstlerin dem 850-en Jubiläum Moskaus gewidmet. Besucher des Museums konnten dort fast 100 Ölbilder und Grafiken anschauen. Die Zukunft bringt neue Entdeckungen.


Anastasia Zhukova and her pictures
(from the catalogue of A. Zhukova)

Anastasia Zhukova has never been inclined to flatter her models. Her portraits are always finely accurate and in-depth. The painter can understand her model's inward nature. She sees her aim in conveying their beauty "inside" while their exterior might not look very attractive. "The surrounding world should be seen through the eyes of a child whose perception is immediate, innocent and naive", says Anastasia Zhukova. "There is no art without naivety". It explains why she finds the works of Mikhail Larionov and Natalia Goncharova so close to heart, why she admires Van Gogh, Cezanne and Matisse. It is in the conceptualization and development of the great masters' traditions that she sees one of her major tasks. Art never comes out of nothing. Even the boldest avant-garde ideas are known to have been born out of the discoveries made by the previous generations. No matter what subjects Anastasia Zhukova turns to, the springboard to her creative hunt has always been harmony and beauty of the palette, profound import of the creative idea based on fact and realities of the present day life. Her virtuosity and versatility were proved by the works exhibited at her major solo show held in Munich's Ethnographic Museum in 1997. That largest cultural venue of the Bavarian capital was welcoming an exposition devoted to the 850th anniversary of Moscow and housed about a hundred paintings and drawings by Anastasia Zhukova, which showed the full scale of her original talent.

Вернуться на главную страницу

На страницу "Выставки"

Hosted by uCoz